Сведения о пенсионерах в службу занятости в 2019

Отчет о предпенсионерах: новая обязанность кадровиков?

Сведения о пенсионерах в службу занятости в 2019

Ольга Аверина

Внутренний аудитор отдела контроля качества услуг и методологии Интеркомп

специально для ГАРАНТ.РУ

3 октября 2018 года был принят закон о повышении пенсионного возраста в России (Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий”). Помимо основного изменения, появились новые обязанности и ограничения для работодателей.
 

Запросы от центров занятости населения

Сразу после принятия закона работодатели стали получать письма из центров занятости (в личном кабинете работодателей на официальном сайте регионального центра занятости или Роструда, а также в программах сдачи электронной отчетности) с просьбой (не требованием!) предоставить сведения об организации и численности работников, не являющихся пенсионерами. Так, в 2018 году необходимо подать информацию о работниках-мужчинах 1959 года рождения и работниках-женщинах 1964 года рождения. Как правило, речь идет о предоставлении информации ежеквартально. В разосланных письмах также указан срок подачи данных – в разных регионах он различается, например, в Рязанской и Московской областях необходимо предоставлять сведения до 5 числа месяца, следующим за отчетным, в Москве – до 3 числа, а в Санкт-Петербурге – до 8.

Кадровики активно в Интернете обсуждают законность данного требования, вопрос о том, нужно ли подготавливать данный “отчет” или нет, а также какие последствия для работодателя повлечет его непредоставление. Попробуем разобраться.

Предпосылки

Началось все с того, что в июне в Госдуму был внесен законопроект о повышении пенсионного возраста. После принятия его в первом чтении Роструд подготовил ко второму слушанию письмо от 25 июля 2018 г. № 858-ПР, в котором просит:

  • организовать проведение ежеквартального мониторинга сведений о работодателях и численности работников организаций, не являющихся пенсионерами (форма 1);
  • организовать ежемесячный мониторинг реализации мер по содействию занятости граждан предпенсионного возраста (форма 2).

Кому направлено это письмо из самого документа неясно. Однако из его текста следует, что органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в сфере занятости населения, должны организовать сбор сведений о работниках предпенсионного возраста и о мерах, которые проводятся по трудоустройству данных граждан.

Поскольку центры занятости населения не владеют информацией не только о численности работающих граждан предпенсионного возраста, но и вообще о численности работников в компаниях в целом, они могут получить такую информацию от работодателей. Именно поэтому для центров занятости и была разработана форма 1, которую должны заполнить работодатели.

На мой взгляд, наиболее достоверную информацию могли бы предоставлять в центры занятости территориальные органы ПФР, которые имеют доступ к информации обо всех трудящихся гражданах как предпенсионного возраста, так и пенсионеров, а также о трудоустроенных инвалидах.

Но, поскольку административного регламента взаимодействия между ПФР и Рострудом по предоставлению и обменом данной информации пока нет, Роструд, в лице региональных служб занятости населения, просит предоставлять эти сведения работодателей, при этом одновременно выполняя одну из своих задач в сфере занятости, – оценку состояния и прогноз развития занятости населения, а также разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы (ст. 7-7.2, ст. 15 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032 “О занятости населения в Российской Федерации”). Будет ли в дальнейшем разработан административный регламент по взаимодействию Роструда с ПФР в настоящее время неизвестно. Скорее всего, не стоит этого ожидать, поскольку это будет связано с увеличением бюджетных расходов на выполнение данных мероприятий – создание базы данных, найм и подготовку новых работников и т. д.

Для чего нужен отчет о “предпенсионерах”?

При этом между дискуссией о необходимости и правомерности предоставления такого отчета для центров занятости населения мало кто из работодателей задумывается, для чего нужен данный отчет.

Из неофициального общения с представителями центров можно предположить, что путем сбора информации государство пытается посчитать количество работников предпенсионного возраста с целью формирования бюджета.

Бюджет нужен для выделения средств на случаи потери работы по любым законным основаниям, а также на возможное и необходимое переобучение сотрудников предпенсионного возраста и направление их на работу.

Ведь в настоящее время планируется выплачивать пособие по безработице для граждан предпенсионного возраста, максимальный размер которого может составить 11 280 руб., и выплачивать его не менее одного года1. Согласитесь, это существенные затраты. И планировать такие расходы Правительство РФ просто обязано.

Есть ли ответственность за непредставление информации?

Какая-либо ответственность за непредоставление данной информации в настоящее время отсутствует, поскольку ни один действующий нормативно-правовой акт не закрепляет обязанность работодателей по предоставлению такой информации.

А письма, в частности Роструда, не относятся к нормативно-правовым актам и не порождают юридических последствий (абз. 2 п. 2 Правил подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства от 13 августа 1997 г. № 1009).

И не стоит забывать, что Роструд не обладает законотворческими полномочиями (ст. 114 Конституции РФ).

Что делать?

Стоит или нет игнорировать сдачу данных сведений? Я и мои коллеги не рекомендуем отказываться от предоставления сведений о работниках предпенсионного возраста, несмотря на то, что это не является обязательным.

Взаимодействие работодателей с органами власти, осуществляющих полномочия в сфере занятости населения, можно отнести к одной из форм социального партнерства.

Это одна из составляющей трудовых отношений, а также качественный показатель, “лакмусовая бумажка” отношения работодателей к своим работникам.

Также не исключено, что необходимость предоставления такой информации в будущем, возможно, будет закреплено на законодательном уровне, что в дальнейшем повлечет за собой и установление административной ответственности за ее непредоставление, но только после того, как такая ответственность будет законодательно закреплена в КоАП.

Напомню, что многие работодатели в настоящее время сдают сведения о работниках, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, – работниках, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, в районах Крайнего Сервера и приравненным к ним местностям.

Важно заметить, что предоставление данных сведений также законодательно не урегулировано. Однако без этих сведений работникам будет невозможно предоставить право на досрочную пенсию по старости.

Поэтому работодатели активно участвуют в формировании пенсионных сведений о таких работниках и дополнительно формируют и предоставляют в ПФР Перечень льготных профессий и Поименный список к нему2.

При этом прямого наказания за непредоставление таких сведений в ПФР также не существует, однако, отдаленные негативные последствия для работодателя все же не исключены.

В какие сроки необходимо сдать форму?

Первая волна предоставления сведений уже прошла.

Следующий отчет, содержащий сведения за IV квартал текущего года, возможно, потребуется сдать уже в декабре, поскольку установленные сроки предоставления таких сведений выпадают на новогодние каникулы.

Если вы не успели предоставить сведения по состоянию на 1 октября, то в декабре 2018 года сдавать их одновременно со следующим отчетом не требуется, если только центр занятости прямо вас об этом не попросит.

Рекомендую следить за информацией, размещаемой на официальном сайте Роструда и в личных кабинетах.

Важно помнить, что требования к предоставляемой информации, скорее всего, будут меняться, как и периодичность сдачи отчета.

Возможно, в целях дальнейшего планирования переобучения и профориентации высвобождаемых работников предпенсионного возраста в форму 1 будут добавлены столбцы для указания уровня образования и профессии (должности) или видах выполняемой работы, так в настоящее время, на мой взгляд, отчет не очень информативен именно для планирования возможностей переобучения работников.

Работодателям остается пожелать не оставаться безучастным в вопросах оформления документации, связанной с пенсионным возрастом работников, ведь социальное, в том числе и пенсионное, обеспечение касается каждого.

______________________________

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ “О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год” можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/06-18/00081419).

2 Поскольку предоставление данных сведений законодательством не предусмотрено, унифицированные формы не разработаны.

Для их подготовки ПФР предлагает воспользоваться разработанной специалистами Красноярска программой для предоставления Перечня льготных профессий и Поименного списка, размещенной на сайте ПФ (http://www.pfrf.ru/branches/krasnoyarsk/info~program/2418).

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/averina/1226262/

Предпенсионерам

Сведения о пенсионерах в службу занятости в 2019

В соответствии с федеральным законом № 350-ФЗ для сохранения и соблюдения прав граждан в законодательство Российской Федерации вводится понятие предпенсионный возраст.

Льготы и гарантии людям предпенсионного возраста

Для граждан предпенсионного возраста сохраняются льготы и меры социальной поддержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста: бесплатные лекарства и проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов и прочие.

С 2019 года для предпенсионеров также вводятся новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости.

В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста.

За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Право на большинство предпенсионных льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода, то есть начиная с 51 года для женщин и 56 лет для мужчин. С 2019 года и далее правом на льготы пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.

Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это прежде всего относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам №1, №2 и др., позволяющим досрочно выходить на пенсию.

Наступление предпенсионного возраста и права на льготы в таких случаях возникает за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работу по соответствующей специальности, либо факт работы по соответствующей специальности.

Например, водители общественного городского транспорта при наличии необходимого спецстажа (15 или 20 лет в зависимости от пола) выходят на пенсию в 50 лет (женщины) или 55 лет (мужчины). Это значит, что границы наступления предпенсионного возраста будут установлены для женщин-водителей начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей начиная с 50 лет.

Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Так, школьный учитель, который в марте 2019 года выработает необходимый педагогический стаж, начиная с этого же момента будет считаться предпенсионером.

Для тех, у кого пенсионный возраст с 2019 года не поменялся, тоже есть право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию. Например, у многодетных мам с пятью детьми оно возникает начиная с 45 лет, то есть за 5 лет до обычного для себя возраста выхода на пенсию (50 лет).

При определении статуса предпенсионера в подобных случаях учитываются два фактора. Во-первых, основание, дающее право на досрочное назначение пенсии – им может быть необходимое количество детей, инвалидность, стаж на вредном производстве и пр.

А во-вторых, непосредственно возраст назначения пенсии, от которого отсчитывается пятилетний период предоставления льгот.

Исключением, на которое не распространяется правило 5 лет, являются налоговые льготы. Они предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста.

Для большинства россиян это 55 или 60 лет в зависимости от пола, а в случае с досрочно выходящими на пенсию людьми – ранее этого возраста.

Например, для северян, которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на 5 лет раньше всех остальных, предпенсионным возрастом для получения налоговых льгот соответственно является 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.

Подтверждение предпенсионного статуса

Начиная с 2019 года Пенсионный фонд России запускает новый сервис информирования, через который предоставляются сведения о россиянах, достигших предпенсионного возраста. Эти данные используются органами власти, ведомствами и работодателями для предоставления соответствующих льгот гражданам.

Благодаря сведениям Пенсионного фонда самому предпенсионеру не нужно получать документ, подтверждающий право на льготы, – достаточно просто подать заявление в ведомство, предоставляющее льготу, где уже будет вся необходимая информация.

К примеру, граждане предпенсионного возраста освобождены от уплаты имущественного налога на жилье и земельного налога с шести соток земли.

Для того чтобы воспользоваться льготой, достаточно просто подать заявление в налоговый орган, специалисты которого самостоятельно сделают запрос в ПФР для подтверждения предпенсионного статуса заявителя.

Аналогичное взаимодействие у ПФР налажено с центрами занятости, которые с 2019 года предоставляют предпенсионерам повышенное пособие по безработице и занимаются программами профессионального переобучения и повышения квалификации предпенсионеров.

Данные ПФР передаются в электронной форме по каналам СМЭВ, через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) и электронное взаимодействие с работодателями.

В личном кабинете на официальном сайте ПФР работает электронный сервис, позволяющий заказать справку об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста.

Справку в формате PDF и XML можно получить за несколько секунд.

Для этого необходимо войти в Личный кабинет при помощи пароля и логина учетной записи после регистрации на Едином портале государственных услуг , выбрать в разделе «Пенсии» вкладку «Заказать справку (выписку): об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста»,  после чего указать орган, куда предоставляются сведения, – Федеральная налоговая служба России, орган государственной власти РФ в области содействия занятости населения, работодатель. При желании сформированную справку можно получить на электронную почту,  сохранить, распечатать, а также просмотреть в разделе «История обращений».

Источник: http://www.pfrf.ru/grazdanam/pre_pensioners/

1 Ноября 2018Новый отчет в центр занятости: слухи и реальность

Сведения о пенсионерах в службу занятости в 2019

Е.А. Шаронова, ведущий эксперт

В сентябре работодатели стали получать из службы занятости письма о том, что с октября они должны представлять новый отчет о работниках. Что это за отчет, на кого и в какие сроки он подается, есть ли штрафы за опоздание и обязаны ли работодатели его вообще сдавать? С этим нам помог разобраться представитель Роструда.

С чего все началось

В июле Роструд выпустил Письмо, в котором попросил службу занятости ежеквартально мониторить сведения об организациях (работодателях) и численности работников организаций, не являющихся пенсионерами .

В Письме приводится форма 1 “Сведения об организации и численности работников организаций (мужчины 1959 г. р., женщины 1964 г. р.), не являющихся пенсионерами”. По ней нужно представлять указанные сведения начиная с данных на 1 октября 2018 г. ежеквартально, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

После выхода этого Письма на сайтах территориальных органов занятости стали появляться обращения к работодателям сдать сведения о численности работников-предпенсионеров (мужчин 59 лет и женщин 54 лет), в том числе уволившихся, по прилагаемым формам. Например, такая информация появилась на сайте ЦЗН г. Перми , ЦЗН Челябинской области – г. Еманжелинска и г. Златоуста , ЦЗН г. Бердска Новосибирской области .

В некоторых регионах работодатели в сентябре стали получать из службы занятости запросы (по телефону или электронной почте) о представлении нового отчета о работниках с октября 2018 г.

А в каких-то регионах работодатели даже не подозревают об этом новшестве. Они письма из своего ЦЗН не получали.

Да и на региональных сайтах ЦЗН информация о новой отчетности для работодателей так и не появилась.

В связи с этим мы обратились к специалисту Роструда с просьбой разъяснить:

– есть ли в настоящее время у работодателей обязанность представлять указанные сведения;

– какова ответственность за непредставление этих данных в ЦЗН.

Представление сведений в центр занятости

ШКЛОВЕЦ Иван Иванович. Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

– По предложенным в Письме Роструда формам органы службы занятости должны представлять в Роструд информацию с определенной периодичностью. Каким образом органы службы занятости будут готовить эту информацию, они решают сами.

Часть сведений, указанных в формах, они уже имеют, собирая их с помощью различных форм статистики (сведения о высвобождаемых работниках, о введении режима неполного рабочего времени, простоев и отпусков и т.д.). В их распоряжении есть государственный информационный ресурс – Реестр получателей услуг в сфере занятости, откуда они могут брать часть информации.

Если органам службы занятости будет не хватать информационных ресурсов, не исключено, что они будут запрашивать отдельные сведения у работодателей в порядке, который установят в регионах. При этом органы службы занятости самостоятельно определяют, в отношении каких компаний следует собирать информацию.

Роструд не будет контактировать с работодателями. И не будет устанавливать порядок и формы представления сведений. Поэтому по всем вопросам рекомендую обращаться в региональные службы занятости.

В Письме сроки представления информации установлены для органов службы занятости. Роструд не уполномочен решать вопросы об ответственности за непредставление сведений, так как сведения Роструд получает от органов службы занятости.

Что, когда и как сдавать

Итак, узнать о том, нужно ли вам сдавать новый отчет о сотрудниках, можно двумя способами:

– вы получите запрос из службы занятости по почте (обычной или электронной) либо по телефону;

– вы сами зайдете на сайт вашего ЦЗН. Как правило, информацию о новом отчете службы размещают в разделе новостей с названием “Вниманию работодателей”.

Форма отчета может незначительно различаться в разных регионах. При этом в каждом регионе в отчете есть графа или строка о количестве работников предпенсионного возраста, а именно – о мужчинах 1959 года рождения и женщинах 1964 года рождения.

Их количество нужно указать на отчетную дату – в первый раз по состоянию на 01.10.2018.

Если работников указанного возраста в организации нет, либо укажите в отчете нули, либо отправьте в службу занятости письмо о том, что таких работников у вас нет.

Сроки сдачи отчета о работниках каждый ЦЗН устанавливает свои.

Способ подачи отчета вы тоже узнаете от своего ЦЗН. Чаще всего просят направлять его по электронной почте на адрес определенного отдела ЦЗН. А те работодатели, которые давно сотрудничают с ЦЗН и имеют на сайте свой личный кабинет, могут сдать отчет через этот кабинет.

Что будет за непредставление отчета

Поскольку на законодательном уровне обязанность представления нового отчета о работниках в ЦЗН не предусмотрена, то за его несдачу ни организацию, ни ее должностных лиц никто штрафовать не будет. Разумеется, нет никакой ответственности, если направите в ЦЗН отчет позже установленного им срока.

* * *

Главное, что вам нужно знать: представление нового отчета о работниках предпенсионного возраста в ЦЗН – дело добровольное.

И при желании вы можете помочь службе занятости собрать необходимую ей информацию, которую она потом отправит в Роструд.

——————————–

Письмо Роструда от 25.07.2018 N 858-ПР

http://www.cznperm.ru/news/2018/09/20/495/

http://emn.szn74.ru/htmlpages/Show/rabotodatelyam/Monitoringinformaciiochislenno

http://zlt.eps74.ru/htmlpages/Show/rabotodatelyam/monitoringinfo

https://nszn.nso.ru/News/Detail/?id=d866d040-93d9-4a34-a0d1-c484616f3fdb

Источник: Журнал ” книга”, N 20, 2018

Источник: http://pravcons.ru/articles/publ/novyy-otchet-v-tsentr-zanyatosti-slukhi-i-realnost/

В правах
Добавить комментарий