Все корни с чередованием таблица 5 6 класс

Примеры слов с чередующимися гласными е/и в корне

Все корни с чередованием таблица 5 6 класс

Приведем при­ме­ры слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми «е», «и» в корне.

В корне неко­то­рых слов в без­удар­ной пози­ции пишет­ся то бук­ва «е», то «и», напри­мер:

  • заберу — забирать;
  • растереть в поро­шок — растираю ладо­ни;
  • отпереть дверь — запирать на ключ.

Как пра­виль­но напи­сать эти сло­ва? В этих слу­ча­ях невоз­мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне слов с помо­щью уда­ре­ния, подо­брав род­ствен­ные сло­ва или изме­нив фор­му сло­ва. В корне подоб­ных слов отме­тим чере­до­ва­ние глас­ных е//и.

Правило написания е/и в корнях слов с чередованием гласных

Чтобы выбрать пра­виль­ное напи­са­ние слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми е//и в корне, руко­вод­ству­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом.

В кор­нях бер-/бир-, дер-/дир-, мер-/мир-, пер-/пир-, тер-/тир-, блест-/блист-, жег-/жиг-, стел-/стил-, чет-/чит- пишет­ся бук­ва «и», если после кор­ня сле­ду­ет суф­фикс -а-. В осталь­ных слу­ча­ях пишет­ся бук­ва «е».

Например:

  • замирать от испу­га — замер;
  • придираться — придерусь.

Поможет в напи­са­нии таких слов стишок-запоминалка:

Собирать, стирать, задира —Повнимательней гля­ди!

Если в сло­ве имя Ира,

Значит, в корне бук­ва «и».
Если после кор­ня «а»,
В корне будет «и» все­гда.Вот при­мер, запо­ми­най:

— Ноги вытер? — вытирай!

Слова с чередующимися гласными е//и в корне

1. бер-/бир-

  • собе­ру гостей — пой­ду соби­рать тра­вы;
  • забе­решь с собой — заби­рать вече­ром; 
  • отбе­ре­те нуж­ное коли­че­ство — отби­рать немно­го;
  • набе­рем воды — наби­рай­те яблок;
  • при­бе­рет в ком­на­те — при­би­раю дом;
  • под­бе­ри­те воло­сы — под­би­раю каме­шек;
  • пол­ная нераз­бе­ри­ха;

2. дер-/дир-

  • при­де­русь к нему — при­ди­рать­ся без кон­ца;
  • про­де­русь сквозь зарос­ли — про­ди­рать­ся с тру­дом;
  • сде­рет наклей­ку — сди­ра­ет посто­ян­но;
  • отде­решь мар­ку — отди­ра­ем гли­ну;
  • наде­рет уши — нади­ра­ет вих­ры;
  • раз­де­рет ран­ку — раз­ди­ра­ет все вре­мя;
  • уде­рем­без огляд­ки — уди­ра­ет от нас;

3. мер-/мир-

  • замер­ло серд­це — зами­раю на месте;
  • отмер­ла вер­хуш­ка — отми­ра­ют кор­ни;
  • умер­ли дав­но — уми­ра­ет надеж­да;
  • замер­ший — зами­рать;

4. пер-/пир-

  • отпе­реть дом — отпи­рать калит­ку;
  • отпе­реть­ся от обви­не­ний — отпи­рать­ся все­гда;
  • запе­реть (ся) на ночь — запи­раю на засов;
  • запер надол­го — запи­ра­ем дверь;
  • сидеть вза­пер­ти;
  • напе­реть (ся) — напи­раю всем телом;
  • силь­но упе­реть­ся — упи­ра­юсь нога­ми;
  • выпе­реть — выпи­рать ото­всю­ду;

5. тер-/тир-

  • сте­реть тряп­кой —  сти­рать посто­ян­но;
  • может сте­реть­ся — сти­ра­ет­ся регу­ляр­но;
  • рас­те­реть в поро­шок — рас­ти­рать в ступ­ке;
  • обте­реть лицо — обти­ра­ешь малы­ша;
  • обте­реть­ся поло­тен­цем — обти­рать­ся с ног до голо­вы;
  • нате­реть мас­лом — нати­рать мазью;
  • про­те­реть сто­леш­ни­цу — про­ти­рать посу­ду;
  • вте­реть крем — вти­рать очки;

6. блест-/блист-

  • бле­стеть на солн­це — бли­стать крас­но­ре­чи­ем;
  • бли­ста­тель­ный ответ;
  • забле­сте­ло стек­лыш­ко — забли­ста­ли огни;
  • отбли­стать — отблес­ки мол­ний;
  • про­блес­ки зари;
  • бле­стя­щие спо­соб­но­сти;
  • бли­ста­ю­щий изда­ле­ка;

7. жег-/жиг-

  • раз­жёг костёр — раз­жи­га­ет печь;
  • пере­жёг про­вод — пере­жи­гать;
  • сжег дро­ва — сжи­га­ешь в печи;
  • зажег свеч­ку — зажи­гать топ­ку;
  • про­жег рубаш­ку — про­жи­гать жизнь;
  • обжёг палец — обжи­га­ет край лен­ты;
  • зажи­гал­ка;
  • при­жёг — при­жи­га­ние;
  • под­жег — под­жи­га­тель;

8. стел-/стил-

  • сте­лить постель;
  • рас­сте­лить ска­терть — рас­сти­лать кро­вать;
  • посте­лить про­сты­ню;
  • насте­лить пол — насти­лать дос­ки;
  • усте­лить тра­вой — усти­лать ков­ром;
  • пере­сте­лить — пере­сти­лать;
  • под­сти­лать соло­му — под­сте­лить сено;

9. чет-/чит-

  • счет — счи­тать до деся­ти;
  • пере­счет дохо­дов — пере­счи­тать овец;
  • отсчет вре­ме­ни — отсчи­тать немно­го;
  • вычесть — вычи­тать одно чис­ло из дру­го­го;
  • выче­ты  из зар­пла­ты;
  • выпол­нить вычи­та­ние;
  • зачесть — полу­чить зачёт;
  • при­чи­та­ю­щий­ся ему.

Средняя оценка: 4.5.Проало: 34

Источник: https://russkiiyazyk.ru/orfografiya/slova-chereduyushshimisia-glasnymi-e-i.html

Корни с чередованием таблица с примерами и исключениями

Все корни с чередованием таблица 5 6 класс

23-июл-2019

Написание Е или И в корнях -бер-/-бир-, -пер- /пир-, -дер/ -дир-, -тер/тир-,- -мер-/-мир-, -жег-/-жиг-, -стел-/-стил-, -блеет-/-блист-, -чет-/-чит- зависит от того, какая буква следует за корнем.

В данных корнях пишется буква И, если после корня следует суффикс -а-, во всех остальных случаях пишется с: уберу — убирать, запереть — запирать, удерёт — удирать, вытер — вытирать, замер — замирать, выжег — выжигать, расстелю — расстилать, недочёт — вычи­тать.

Онлайн курс чередование гласных

Учащимся 5-6 классов необходимо выдать таблицу в начале цикла уроков, посвященных чередованиям гласных А-О в корне слова, с частично пустыми графами.

Подчеркнутые исключения из правил из таблицы удалять нельзя.

Чередование гласных Е— И в корне слова – Агентство

  • Заполнение таблицы примерами, пояснениями происходит по мере изучения корней и условий выбора чередующейся гласной на уроке вместе с учителем.
  • Обязательным условием при работе с данной таблицей является графическое объяснение орфограммы.
  • Учащимся 8-11 классов на уроках повторения орфографии необходимо выдать таблицу с частично пустыми графами.
  • В данном случае возможно самостоятельное заполнение таблицы примерами, пояснениями, исключениями.
  • Урок-игра «Буквы Е – И в корнях с чередованием» в 5 классе.

    Проверить знания и умения учащихся по теме «Буквы Е …

  • Презентация, выполненная в занимательной форме, носит контролирующий характер.

    Урок русского языка в 5 классе по теме “Буквы Е-И в корнях с чередованием”Интегрированный урок по теме “Буквы Е- И в корнях с чередованием” с применением компьютера. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.

Тема урока Правописание чередующихся гласных в корнях слов

В ходе урока учащиеся повторяют и обобщают уже имеющиеся знания, знакомятся с правописанием Е-И в корнях с ч…

Модульный урок в 5 классе по теме”Буквы е-и в корнях с чередованием”Данная методическая разработка может быть использована на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы “Буквы е-и в корнях с чередованием”…

Буквы е, и в корнях с чередованием С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед…

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: “БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ”ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕТема урока: Буквы Е-И в корнях с чередованием. Закрепить правописание Е-И в корнях счередованием.2.

Наступило лето и те ученики, которые добросовестно учили уроки, могут расслабиться и как следует отдохнуть.

Чередование гласных. А и О в безударном положении. Таблица

  1. Для тех же, кто по каким-либо причинам имеет пробелы в знаниях, есть время немного подтянуть учебу и, как говорится, восполнить эти пробелы.
  2. Сегодняшний мини-урок мы посвятим спряжению глаголов в русском языке. Определение спряжения глаголов по личным окончаниям 3.

    Примеры и упражнения для самоконтроля На изучение спряжений глаголов в русском языке школьная программа отводит несколько часов, поэтому, если у кого-то возникли проблемы с этой темой, за лето можно подтянуться по учебе и даже хорошо закрепить изученный материал.

  3. Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями4.

    Но для начала нужно дать определение такому термину, как спряжение глаголов.

  4. В русском языке под этим термином понимают целую систему изменений глагольных форм по лицам и числам, отвечающих настоящему времени.

  5. Для изучения частей речи эта тема является достаточно важной, ведь мало изучать родной язык, нужно уметь правильно и красиво на нем разговаривать.
  6. В грамматике русского языка существует два типа спряжений глаголов: 1-е и 2-е спряжение.
  7. Определить к какому типу относится тот или иной глагол можно двумя способами: Чтобы правильно и грамотно писать, необходимо запомнить простое правило, согласно которому глаголы и разделятся на два типа.
  8. К глаголам первого спряжения относят такие глаголы, у которых при их изменении по лицам и числам преобладают окончания на «е».
  9. У глаголов второго спряжения при их изменении в окончаниях преобладает бука «и».
  10. Порой при написании таких слов люди делают досадные ошибки, что негативно сказывается не только на их уровне знания родного языка, но и также влияют на общий имидж.

Персональный сайт – Чередующиеся гласные в корне. Таблица

Согласитесь, если директор какой-либо солидной фирмы, накладывая свою резолюцию на заявление подчиненного, вдруг напишет «Оформеть очередной отпуск», то его авторитет перед подчиненными очень сильно пошатнется.

Поэтому школьникам следует уже сейчас уделять вопросам изучения родного языка большое внимание и терпение.

Чтобы правильно определить тип спряжения и убедиться, какая буква пишется в суффиксе того или иного глагола, нужно определить, на какой слог падает ударение в этом слове, т.е.

Убедиться, окончание глагола ударное или безударное. Как правило, с ударными окончаниями проблем не возникает и даже малограмотному человеку понятно, какую букву «е» или «и» нужно написать в суффиксе.

Конспект и презентация к уроку в 5 классе “Корни с

Первый способ, который позволяет определить тип спряжения, определяется по ударному окончанию самого глагола.

Чтобы понять, к какому типу принадлежит тот или иной глагол, его достаточно просклонять по числам и лицам.

Иногда человека может сбить с толку приставка «вы» к глаголу, ведь если она есть, то ударением всегда падает именно на нее, и школьник может перепутать простой глагол с ударным окончанием с безударным глаголом.

Чередующиеся гласные в. – KNOWED. RU

Чтобы такого не происходило, приставку следует отбросить и рассматривать глагол без нее. Приведем пример Глагол «Несут» Сразу определяем ударность иди безударность окончания, у этого глагола окончание ударное, поэтому мы можем его произменять по лицам и числам.

Это означает, что требуемый глагол необходимо произменять, по единственному и множественному числам, применяя к ним местоимения я/мы, ты/вы, он/она /они.

Итак, я – несу, мы – несем, ты – несешь, вы – несете, он/она – несет, они – несут.

Окончания при спряжении глагола такие: -у, -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут. Вряд ли кто-то после этого захочет написать что-то вроде «он рисуит на асфальте…» или что-то в этом роде.

Глагол «Купить» У этого глагола окончание тоже ударное, поэтому мы можем его проспрягать по лицам и числам.

Итак, я – куплю, мы – купим, ты – купишь, вы – купите, он/она – купит, они – купят.

Окончания при спряжении глагола такие: -ю, -им, -ишь, -ите, -ит, -ят. Но если с теми глаголами, окончания которых ударные, еще разобраться не сложно, то безударные окончания в таких случаях могут поставить и школьника, и взрослого в тупик.

Чтобы такого не произошло, необходимо от нужного глагола образовать его неопределенную форму, а затем, проанализировав суффикс образовавшегося глагола, уже определить тип его спряжения.

Если кто-то забыл, как трансформировать глагол в неопределенную форму, напоминаем.

Правописание корней с чередованием гласных О-А

Ответы: шагать, жить, плыть, полоть, колоть, лаять.

Объяснение: Шагать – шагаю, шагаем, шагаете, шагает, шагаете – 1 спр. Плыть – плыву, плывут, плывете, плывет, плывут – 1 спр.

Строить – строю, строишь, строите, строит, строят – 2 спр.

Полоть – полю, полешь, полете, полет, полют – 1 спр.

Правописание корней с черелованием О-А – русский язык,

  1. Если кто-то забыл, как трансформировать глагол в неопределенную форму, напоминаем.
  2. Эта форма глагола всегда отвечает на вопрос «Что делать? Приведем пример: гуляет – гулять, бреет – брить, любит – любить и т.д.
  3. То есть вначале нужно глагол перетрансформировать в инфинитив (неопределенную его форму), определить, какая буква стоит перед суффиксной частицей «-ть»: «е» или «и», и тогда уже определить тип спряжения.
  4. Стоит отметить, что безударные личные окончания глаголов и глагольных форм могут также иметь исключения из общегопринятого правила.
  5. И рассматриваемая тема как раз является прямым тому подтверждением.
  6. Например, потому, что существует категория глаголов, которая сразу относится и к первому и второму спряжению одновременно. В единственном числе третьего лица он относится к 1-му спряжению (он/она – хочет), а во множественном третьего лица – ко 2-му (они – хотят).
  7. Ответы будут также приведены здесь в разделе, но мы очень рассчитываем на сознательность детей.
  8. Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы первого спряжения.
  9. Шагать, жить, плыть, строить, полоть, колоть, носить, лететь, лаять, ходить, дышать.
  10. Ответы: шагать, жить, плыть, полоть, колоть, лаять.

Объяснение: Шагать – шагаю, шагаем, шагаете, шагает, шагаете – 1 спр. Плыть – плыву, плывут, плывете, плывет, плывут – 1 спр.

Строить – строю, строишь, строите, строит, строят – 2 спр.

Полоть – полю, полешь, полете, полет, полют – 1 спр.

Колоть – колю, колешь, колете, колет, колют – 1 спр.

Носить – ношу, носишь, носите, носит, носят – 2 спр.

Лететь – лечу, летишь, летите, летит, летят – 2 спр. Ходить – хожу, ходишь, ходите, ходит, ходят – 2 спр. (в первом случае вставить букву «я», во втором – «ю»).

Дышать – дышу, дышишь, дышите, дышит, дышат – 2 спр.

Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы второго спряжения.

Едешь, гонит, посмотрим, тянем, чистишь, запускать, спряжешь, приготовить, ставим. Вставить пропущенные буквы в безударные окончания глаголов.

Ответы: гонит, посмотрят, чистишь, приготовят, ставят. Спорить – спор_шь, хлопать – хлопа_шь, купаться – купа_шься, помнить – помн_шь, пугаться – пуга_тся, поджарить – поджар_шь, клеить – кле_шь.

Ответы: спор Ишь, хлопа Ешь, купа Ешься, помн Ишь, пуга Ешься, поджар Ишь, кле Ешь.

Выбрать из предложенных вариантов глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.

Он барабан_т, он хохоч_т, он шепч_т, он испорт_т, он разруша_т, он люб_т, он обожа_т, он хныч_т, он хвал_т, он волну_т.

Ответы: Глаголы первого спряжения – он хохочет, он шепчет, он разрушает, он обожает, он хнычет, он волнует.

Источник: http://familystoma.spb.ru/pravo-korni-s-cheredovaniem-tablica-s-primerami-i-isklyucheniyami.html

В правах
Добавить комментарий